Главная Новости

Тело танцора как личный архив, несущий на себе тяжесть мира

Опубликовано: 27.10.2023

Тело танцора как личный архив, несущий на себе тяжесть мира

Сегодня вечером в Доме Джанкарьева в рамках абонементаВеличастнисостоится выступление нигерийского танцора и хореографа, получившего международную наградуКудуса ОникекуRe :incarnation[(14501)], которая, по его словам, является его самой крупной и сложной на сегодняшний день. В интервью проницательный собеседник раскрыл нам, помимо своего взгляда на танец и тело, многое другое, выходящее за рамки устоявшейся западной традиции понимания театра, пространства и времени, и раскрыл понимание параллельных художественных миров.

За последнее десятилетие Кудус Оникеку зарекомендовал себя как один из ведущих разносторонне талантливых художников Нигерии. ФОТО: Жан Кутюрье

СпектакльRe:incarnationпредставляет собой, с одной стороны, сплав различных танцевальных стилей и музыки, а с другой, представляет собой особую философию о теле, времени и пространстве. Что делает его особенным и уникальным по сравнению с другими вашими работами?

На этот раз я решил, что хочу сделать большое производство. До сих пор я в основном работал сольно и впервые работаю с большим ансамблем. В то же время, с тех пор как я вернулся в Нигерию в 2014 году, у меня всегда была идея использовать социальные сети, поскольку я считаю, что это оказывает огромное влияние на будущее танца. Институты всегда в этом отстают; они «застряли» в старых именах, великие хореографы. За это время изменилась и танцевальная сцена. Понятие виральности исходит в основном от молодых людей, которых я очень быстро увидел в Нигерии, и это стало мне интересно. Для меня важно, чтобы эти разные танцевальные миры – «старый» мир драматургии, театра, великой истории и новый мир – соединились. В спектакле я нашел способ найти общие кульминации двух танцевальных миров в одной постановке и соединить эти две эстетики.

Как вы набирали танцоров? Они являются частью вашей компании или вы выбрали их на прослушивании?

В 2013 году я решил покинуть Париж и компанию, в которой работал. Я чувствовал тяжесть, давление того, как все было структурировано. Я знал, чем хочу заниматься как хореограф, и что это будет сложно. Когда я приехал, я увидел, что могу войти только с другим способом «быть художником».Поэтому я начал эксперимент, инициативу «Мы практикуем будущее.. Вначале у нас не было ресурсов, мы пошли разными путями. Мы основали Q Dance Center, который был не танцевальной школой или учреждением, а пространством для экспериментов, где мы могли найти способы сочетать танец и другие художественные жанры в сотрудничестве с более широким сообществом. Мы назвали этот режим Q Dance Act; это включало художественные проекты, общественные действия и развитие талантов, что было особенно важно для меня.

В Нигерии я встретил очень хороших танцоров, у которых было очень мало информации. Мы начали реализовывать программы для детей и молодежи, обучение. Я также много путешествовал и начал танцевальные встречи (танцевальные встречи) в Лагосе с участием танцоров из Нигерии и других стран. После четырех танцевальных встреч я почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы пригласить 25 танцоров на мастер-класс на неделю, после чего решил выбрать десять из них. Путь кRe:incarnationзанял пять лет.

Танцоры внезапно теряют свою первоначальную индивидуальность и переодеваются в яркую одежду. ФОТО: Жан Кутюрье

Прекрасно работая с молодежью, как вы включили философию йоруба в понимание танца, который также является основной нитью шоу?

Во время своих путешествий, где я сталкивался с разными культурами, наибольшее впечатление на меня произвела традиция йоруба. В целом оно малоизвестно, но позволило мне глубоко задуматься о современном мире. Вся западная мысль не может далеко отойти от христианской концепции времени – и следовательно все, что приходит в западный формат, наследует идею линейности времени. В философии йоруба речь идет о цикличности пространства и времени, где идеи механического, фактографического времени не работают. В циклической концепции времени время становится прежде всего точкой интенсивности; оно строится на основе событий, происходящих в определенный день, время, пространство.

Я начал использовать эту концепцию как драматургический инструмент с точки зрения того, как использовать события и места для перехода от одного момента к другому, а не от одной сцены к другой. Пока мы знаем, что являемся частью мира, мир также находится в нас. Ни одна смерть не является окончательной, за ней всегда следует возрождение. Такая философия также дает вам силы понять, почему вы должны действовать. Второе — этовоплощение святости, которое мы привносим в танец. Как воплотить связь с морем, животными, растениями? Это идеи, которые меня интересуют, хотя их можно охарактеризовать как фетишистские, вудуистские. Но если посмотреть на них с другой точки зрения, речь пойдет главным образом о создании гармонии.

Re:incarnation — это произведение о глубинах древней философии йоруба, переплетенной с современной нигерийской молодежной культурой. ФОТО: Бландин Сулаж

Итак, с точки зрения драматургии, как такие идеи могут быть коллективно воплощены и поставлены на сцене? Спектакль содержит сильные театральные элементы, такие как дизайн костюмов и речь.

Западный мир не понимает языка какой-либо другой культуры, кроме своей собственной, и считает себя не только центром мира, но и центром вселенной. Белый человек является воплощением Бога, и это сегодня считается фактом. Несмотря на то, что мы все читали «ПоэтикуАристотеля как начало театральной мысли, я родом с другого конца света. Я считаю, что то, что сегодня считается фактом, таковым не является. Театр был изобретен не в Европе. Театр – основной путь, связывающий людей с невидимым и отсутствующим. Это способ осмыслить мир и найти язык, красоту, музыку, поэзию, движение. Театр — базовая потребность человека, независимо от того, из какой части мира мы родом. Когда я приехал в Нигерию, я хотел установить это и придерживаться этого.

Наша традиция основана на концепции маскарада; который действует как некоторый элементкиборг. Идея пространства на Западе исходит из пространства живых, пространства мёртвых и пространства духа. У нас все три пространства живут вместе – одновременно. Посредством маскарада соединялись пространства живых и мёртвых, что проистекает из необходимости помнить, исцелять и создавать баланс между миром здесь и там. Отсюда я начал разрабатывать концепцию драматургической формы, в которой много костюмов, света, музыки, движения. Гиб – это место красоты, шума, хаоса и, гранича с бессознательным, сливается со зрителем.

Вы много выступали с шоу в крупных европейских центрах; на Венецианской биеннале, в Авиньоне, Париже, Лионе. Как публика следила за ней? К перформансам такого содержания часто прикрепляется стереотип «африканского искусства».

Когда я ставил спектакль, мне было ясно, что я не собираюсь изображать из себя «экзотику» и не хочу быть объектом любопытства, а что меня интересует мировой театральный опыт. В то же время я не беспокоился о том, как будет воспринято шоу. Конечно, я осознавал, что это была полностью африканская эстетика, но я не привносил ее в романтический смысл. Я знал, что у людей есть свой взгляд на определенный аспект «африканскости», но я не хотел привносить ничего из этого. Но потом я был по-настоящему потрясен успехом, который шоу имело повсюду; в Канаде, Америке, Франции, Италии, Греции, Африке... В Испании, в том числе, он был признан лучшим международным спектаклем 2021 года, а в 2022 году вошел в пятерку номинантов на лучший спектакль в Нидерландах. Для меня очень много значило то, что моя работа также связана с большим сообществом людей из профессиональной сферы.

Красной нитью повести проходит циклический переход между жизнью и смертью, смертью и жизнью. ФОТО: Жан Кутюрье

Итак, как вы видите свой путь?

Моя работа также отмечена личным исцелением и самопознанием. Именно поэтому вначале я давал много персональных выставок. С ними я «проделала» большую работу над собой. Тогда я понял, что мне нужно пойти дальше и сделать что-то для молодежи, для танцоров. Я думаю, что тело танцора похоже на частный музей, архив. И этот архив сегодня насыщен множеством травм, болезней. Наше тело больно; наша цивилизация сложна. Тело танцора несет этот вес, и именно поэтому танцоры сегодня играют важную роль. Многие этого не понимают и не знают. В наших телах есть все, включая разум и бессознательное. А когда в спектакль включаешь тело как архив - выкладываешь этот архив наружу и оно становится видимым. Не сериал заставляет тебя плакать, а ты сам. Это в вашем теле.

Комментарии запрещены.